Говорят, с тех пор, как в Rust и Go убрали наследование, всех сторонников объектно-ориентированной парадигмы ждёт ад и погибель. Даже вроде бы адекватные блоггеры пишут об этом и советуют забыть про ООП. Код, который приводится в качестве примера, настолько прекрасен, что я не могу его не привести:
"Вот по большому счету и все, что нужно знать об АТД и классах типов" сообщает нам автор. "Забудьте об ООП! Используйте АТД и тайпклассы!".
Не имею ничего против trait-ов и языка Scala, но такой пример реализации ООП порадует разве что борцов за права домашних животных. Абсолютно непонятно, какое отношение к реальным программам имеют все эти котики и собачки и как собрать из этих грузок и перегрузок что-то работающее. Вспоминать Майерса или Буча тут не стоит - куда уместней общеизвестная песенка:
Я жму на велике любимом,
Он зовется "Украина"
Но седло от унитаза,
А педаль от пианино.
Все потырили друзья,
В двух местах сломали раму,
Ну и пусть себе смеются,
Металлисты-наркоманы!
Раз уж пошла такая путаница, надо разобраться, какое бывает ООП. Обычно под ним понимают что-то в духе C++/C#/Java - модификаторы public/private/protected, виртуальные функции, наследование, и проч., проч., проч.
Но есть языки наподобие Python, Ruby или PHP - где приватных полей нет вообще, а приватность функций зависит от доброй воли пользователя библиотеки, а типы можно сравнивать через duck typing. При этом наследование в них очень разное: в PHP оно аналогично Java (можно наследовать только от одного класса), Python разрешает множественное наследование, а в Ruby разрешает новомодные подмешивания (впрочем, большинство пользователей про них не в курсе).
Есть, наконец, JavaScript, где наследование через прототип настолько загадочно, что некоторые даже пишут свои обёртки, чтобы заменить его на что-то более привычное. И многие из этих обёрток реализуют и множественное тоже.
Ну и на закуску - есть известные реализации псевдо-ООП на C (вроде тех, что встроены в GTK и WinAPI), есть языки-надстройки вроде Lua, и громадную, ещё с начала 1990-х историю ORM для записи унаследованных объектов в реляционные базы данных.
Как легко заметить, главное в ООП - наследование, а наличие приватных полей и виртуальных функций - дело десятая. Куча народу пишет на JavaScript и не в курсе про его систему наследования, или на Python, а наследуют "как привыкли", с интерфейсами и основным классом.
О чём и было сказано уже в другом блоге, где дискуссия продолжалась: Ситуация усугубляется еще и тем, что из широкоизвестных ОО языков чисто ОО языками являются всего два -- Java и Eiffel.
trait Animal { def word: String def talk() { println(this.word) } } class Cat extends Animal { def word = "Meow!" } class Dog extends Animal { def word = "Woof!" } class JustACat { def meow = "Meow!" } class HappyCat extends JustACat with Animal { def word = meow + " :)" } class SadCat extends JustACat with Animal { def word = meow + " :(" } val dog = new Dog() dog.talk
"Вот по большому счету и все, что нужно знать об АТД и классах типов" сообщает нам автор. "Забудьте об ООП! Используйте АТД и тайпклассы!".
Не имею ничего против trait-ов и языка Scala, но такой пример реализации ООП порадует разве что борцов за права домашних животных. Абсолютно непонятно, какое отношение к реальным программам имеют все эти котики и собачки и как собрать из этих грузок и перегрузок что-то работающее. Вспоминать Майерса или Буча тут не стоит - куда уместней общеизвестная песенка:
Я жму на велике любимом,
Он зовется "Украина"
Но седло от унитаза,
А педаль от пианино.
Все потырили друзья,
В двух местах сломали раму,
Ну и пусть себе смеются,
Металлисты-наркоманы!
Раз уж пошла такая путаница, надо разобраться, какое бывает ООП. Обычно под ним понимают что-то в духе C++/C#/Java - модификаторы public/private/protected, виртуальные функции, наследование, и проч., проч., проч.
Но есть языки наподобие Python, Ruby или PHP - где приватных полей нет вообще, а приватность функций зависит от доброй воли пользователя библиотеки, а типы можно сравнивать через duck typing. При этом наследование в них очень разное: в PHP оно аналогично Java (можно наследовать только от одного класса), Python разрешает множественное наследование, а в Ruby разрешает новомодные подмешивания (впрочем, большинство пользователей про них не в курсе).
Есть, наконец, JavaScript, где наследование через прототип настолько загадочно, что некоторые даже пишут свои обёртки, чтобы заменить его на что-то более привычное. И многие из этих обёрток реализуют и множественное тоже.
Ну и на закуску - есть известные реализации псевдо-ООП на C (вроде тех, что встроены в GTK и WinAPI), есть языки-надстройки вроде Lua, и громадную, ещё с начала 1990-х историю ORM для записи унаследованных объектов в реляционные базы данных.
Как легко заметить, главное в ООП - наследование, а наличие приватных полей и виртуальных функций - дело десятая. Куча народу пишет на JavaScript и не в курсе про его систему наследования, или на Python, а наследуют "как привыкли", с интерфейсами и основным классом.
О чём и было сказано уже в другом блоге, где дискуссия продолжалась: Ситуация усугубляется еще и тем, что из широкоизвестных ОО языков чисто ОО языками являются всего два -- Java и Eiffel.
Комментариев нет:
Отправить комментарий