Самое время освежить свои знания по другому учебнику. Читаю А. И. Орлов - Прикладная Статистика (М. Алгоритм 2004)
Сама книга удручает. Старинные примеры, куча сведений, которым место в приложении, про программы для статистики указан только факт: они есть.
Тот самый случай, когда учебник проще написать заново, чем дорабатывать издание за изданием.
Сама книга удручает. Старинные примеры, куча сведений, которым место в приложении, про программы для статистики указан только факт: они есть.
Тот самый случай, когда учебник проще написать заново, чем дорабатывать издание за изданием.
Введение
3 раздела статистики (по Гнезденко): 1) сбор статсведений 2) их исследование 3) разработка приёмов для 1) и 2)
3 – и есть матстатистика.
Теор. Вер. – XVII в. Метод наименьших квадратов Гадеса – 1794.
Современный этап – 1990, журнал Biometrica. Первая треть XX в. - применяют в основном параметрическую статистику.
Совершенно неясны критерии, по которым данные должны
подчиняться кривым Пирсона и распределениям. Есть несколько моделей (независ. Случ
величины, суммы, норм распред, производные, логаврифмы), но подавляющее
боьшинство получает кривую скорее случайно.
На 1990-ый акутальны для специалиста – ~100 000 публикаций.
Даже в наиболее полном 3-хтомнике Кендалла-Стюарта учтены 2 тыс. Учёные уходят
в тупиковые ветки и беспомощны с реальными данными. Фактически, включается
адаптационный механизм торможения науки.
Результаты, не попавшие в учебник, как правило, забываются.
Человек, получив образование, либо забивает и пользуется обломками данных,
либо, если идёт в науку, копает только свой узкий канал (если копает). В итоге –
ВУЗовские учебники до сих пор на уровне 40-60-х XX в. Публикации
– аналогично.
В своё время сам Орлов работал с оценками параметрических
семейств. Но ф-ция так правдоподобия, эффективности оценок, неравенство Рао-Крамера.
Но этот подход – тупиковый, реальные
данные не подчиняются каким-либо параметрическим семействам.
Прикладная делится на: математика, методы сбора данных,
кодинг.
Матстатистика давно замкнулась внутри себя и не реагирует на
соседние области. В этом она аналогична геометрии – ныне это ритуальный предмет
и землю давно меряют геодезисты. Пересечение высот треугольника мало кому
интересно. Поэтому учебные часы сокращаются, при поступлении больше не
спрашивают. А это путь в историю науки, вслед за теологией.
Большинство методов в Statgraphics/SPSS/Statistica в
учебниках просто нет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий