пятница, 4 мая 2012 г.

Life: Музыка паттернов проектирования

В "Русских Ночах" Одоевского очень много разговоров о музыке. В те времена рассуждали примерно так: у животных нет понятия о красоте, хотя есть понятие о логической связности мира (т.е., разум). Но человеку красота доступна. Не в этом ли его тайна? И ещё - из всех искусств музыка выглядит наиболее "бесполезной" и ни на что в материальном мире не похожей, в отличии от архитектуры, скульптуры, литературы и живописи. Не в ней ли тайна прекрасного?

Может быть, именно способность воспринимать прекрасное сделала человека человеком? Прекрасное чувствует и европеец, и древний грек, и древний египтянин. Даже дикарь с далёких островов Полинезии замирает, очарованный величественным водопадом, а вернувшись в хижину, он делает их дерева нарядные украшения. Напротив, филистёр этого лишён - и потому ближе к животному, чем к человеку.

Неспроста так популярно в ту эпоху система Шеллинга, а главным героем романтической прозы очень часто становится музыкант. Про музыку пишут так проникновенно, что и не снилось современному искусствоведу. Даже меркантильный человек наших дней заинтересуется классикой после "Себастиана Баха" и "Последнего концерта Бетховена". Искусство классической музыки сложно, красиво и, самое гласное, её много. Стройное здание классической музыки похоже на дворец - а кто из людей не хотел бы хоть недельку пожить во дворце?

Будет здорово, если хотя бы один программист отнесётся к своей работе ка персонажи эры романтизма относились к музыке. Сел за клавиатуру - и начал творить симфонию или кантанту, изобретая, переделывая и что-то отбрасывая. Конечно, есть ещё и заказчик... но у музыки барокко, Баха и Бетховена тоже были заказчики.

Кто знает - может, ремесло программиста станет тогда более возвышенным. А их код - более гармоничным.

Ведь программирование - это тоже искусство. Это выражается, например, в том, что программисты обычно сами не могут объяснить, как они делают то, что делают. Как у композиторов или у исполнителей - у величайших есть своя манера. Для кого-то и Perl недостаточно гибок, а для кого-то - например, для Линуса Торвальдса - и C++ есть излишество, эксплуатирующее достоинства чистого C.

Комментариев нет:

Отправить комментарий